О служебной тайне – виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне :: BusinessMan.ru

Содержание

Служебная тайна. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки: 1) когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, 2) к ней нет свободного доступа на законном основании, и, 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,[32] в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011).[33] Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства – конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты – в рамках трудового права – нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.[34]

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).[35]

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г.,[36] другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект № 124871–4).

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается.[37] Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

3. О неразглашении охраняемой законом тайны (государственной,коммерческой, служебной и иной)

3.1. Отношения, связанные с отнесением информации к государственной тайне и охраной ее секретности, регламентируются Федеральным законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 3 марта 2005 г. N 243).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну (их наименования) приводится в ст. 5 указанного Закона. В свою очередь, в его ст. 7 приводится перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и 7 настоящего Закона и законодательству РФ о государственной тайне (ст. 6 Закона).

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне регламентируется ст. 21 Закона, которая, в частности, предусматривает:

1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

2. Принятие указанными лицами на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну.

3. Ознакомление этих лиц с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

4. Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого к допуску лица отражаются в трудовом договоре (контракте).

Обратим внимание читателей, во-первых, на то обстоятельство, что несоблюдение администрацией организации хотя бы одного из этих условий допуска к государственной тайне исключает возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности по подпункту «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Во-вторых, работник может нести дисциплинарную ответственность за распространение тех сведений, которые ему доверены согласно трудовому договору (контракту), но не за разглашение сведений, обладателем которых он стал по каким-либо не зависящим от него обстоятельствам, например, из-за несовершенства режима охраны государственной тайны в организации.

В связи с этим отметим, что согласно ст. 25 Закона руководитель организации несет персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

3.2. Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна — это конфиденциальность (секретность, доверительность) информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений указанного выше Закона. Ему же принадлежит право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Важно отметить, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении, в том числе, следующих сведений:

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Обратимся к тем положениям Закона (ст. 11), которые относятся к охране информации в рамках трудовых отношений.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты.

Как следует из приведенного текста, работодатель обязан ознакомить работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, только в случае, если доступ работника к такой информации необходим последнему для выполнения им своих трудовых обязанностей. Работник в подобной ситуации обязан дать соответствующую расписку, если он намерен выполнять указанные трудовые обязанности. Если же доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, не предусмотрен его трудовыми обязанностями, то доступ осуществляется только с согласия работника, то есть он вправе как согласиться на доступ и дать соответствующую расписку, так и отказаться от доступа к информации, являющейся коммерческой тайной;

2) ознакомить под расписку работника с установленным им режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Из изложенного следует, что в тех случаях, когда условие о неразглашении коммерческой тайны предлагается работодателем включить в трудовой договор, перед его подписанием будущий работник должен быть подробно ознакомлен с положениями Федерального закона «О коммерческой тайне». Только зная свои обязанности и права в качестве лица, принимающего на себя ответственность за разглашение коммерческой тайны, будущий работник сможет вполне осмысленно решить, — подписывать или не подписывать трудовой договор.

3.3 Понятие служебной и иной охраняемой законом тайны законодателя не определено.

Поэтому оно в каждом отдельном случае формируется путем анализа соответствующего правового акта, устанавливающие правила защиты какой-либо информации.

Основным источником права в области защиты такого рода конфиденциальной информации в настоящее время остается Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23 сентября 2005 г. N 1111). Приведем этот перечень.

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Обратимся к тексту Перечня.

Порядок защиты персональных данных работников (п. 1) регламентируется главой 14 ТК РФ. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

В п. 3 приводится, пока еще не законодательно, определение понятия «служебная тайна».

Как следует из текста п. 4, приведенные в нем сведения можно отнести к иной охраняемой законом тайне.

Сведения, отнесенные к коммерческой тайне (п. 5) охраняются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

3.3.1. Рассмотрим особенности защиты сведений, составляющих служебную тайну.

В п. 1 ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» Гражданского кодекса РФ приводятся условия, при которых информация составляет служебную тайну. Информация составляет служебную тайну в случае, когда:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— к ней нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Как видим, признаком, квалифицирующим информацию в качестве служебной тайны, является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Однако сохранение в тайне служебных сведений обусловлено в первую очередь не коммерческими соображениями.

Запрет на разглашение служебных сведений, независимо от причин в силу которых он применяется, вводится органами государственной власти, объявляющими ту или иную информацию служебной тайной. В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 понятие служебной тайны интерпретируется по иному. Служебная тайна — это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Это означает, что состав сведений, являющихся служебной тайной, в каждом отдельном случае определяется государственным органом в соответствии с его компетенцией. При этом данный государственный орган руководствуется ГК РФ и федеральными законами. Отсюда следует, что работодатель не вправе вводить институт охраны служебной тайны, руководствуясь своими личными соображениями.

Он обязан это сделать только в одном случае — исполняя директивное решение федерального органа исполнительной власти, который, в свою очередь, вправе принять такое решение лишь в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Итак, запрет на разглашение информации, составляющей служебную тайну, основывается на законодательстве, регламентирующем определенную сферу деятельности, — страховое дело, банки, связь и т.д. Определенные категории работников этих сфер деятельности, получившие в установленном порядке доступ к служебной тайне, обязаны ее не разглашать.

3.3.2. Согласно п. 4 упомянутого Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 к конфиденциальным сведениям относятся, в том числе, сведения, связанные с профессиональной деятельностью граждан, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). Сведения о профессиональной деятельности указанных специалистов, а также определенных категорий работников почты и телеграфа являются конфиденциальными, доступ к ним ограничен Конституцией РФ и федеральными законами.

В частности, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Как видим, тайна переписки и т.д. защищена законом.

Точно также обязаны хранить профессиональную тайну различного рода специалисты, получившие к ней в установленном порядке доступ, например, страховые агенты. Согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 г N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. N 104-ФЗ) организации, осуществляющие страховую деятельность, не должны разглашать связанные со страховыми случаями сведения, полученные ими от организаций.

3.3.3. Персональные данные работника — это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Работодатель, его представители обязаны получать необходимые им персональные данные работника только у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие.

Правила защиты персональных данных работника были впервые внесены в трудовое законодательство РФ с введением в действие ТК РФ. В нем этим правилам посвящены положения главы 14 (ст. 85-90).

Положения главы 14 основаны на положениях Конституции РФ и ряда федеральных законов. В частности, согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Эти положения конкретизируются в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ), ст. 11 которого, в частности, предусмотрено:

1) персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации;

2) юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Статьей 87 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность установить с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов порядок хранения и использования персональных данных работников в организации. В статье 88 особо оговаривается, что работодатель может разрешать доступ к персональным данным работника только специально уполномоченным лицам. При этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Из приведенного текста следует, что работодатель (его представитель) должен принять с учетом мнения выборного профсоюзного органа локальный нормативный акт, регламентирующий порядок хранения и использования документации, содержащей персональные данные работников. В акте необходимо также привести перечень должностей, при замещении которых работники заняты с документами, содержащими указанные данные, например, должности кадровых служб, расчетной части бухгалтерии.

Работники, занимающие эти должности, должны получить статус специально уполномоченных лиц, имеющих для исполнения своих обязанностей доступ к определенной группе служебной документации. При этом указанных работников целесообразно предупредить под расписку, что лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность (ст. 90 ТК РФ).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.

studfiles.net

О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

Все статьи О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство. Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа. В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались в тени.

Вместе с тем продолжают приниматься нормативно-правовые акты, в которых в том или ином аспекте фигурирует служебная тайна и регламентируется ее оборот. Так, например, Закон РФ «О космической деятельности» <1> определяет, что распространение информации о космической деятельности осуществляется с соблюдением требований охраны государственной, служебной и коммерческой тайны. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <2> среди основных обязанностей государственного гражданского служащего называет обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
———————————
<1> Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 «О космической деятельности» (ред. от 21.11.2011) // Российская газета. 1993. 6 окт.
<2> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

На фоне десятков законов, содержащих подобные нормы, столь необходимый специализированный законодательный акт отсутствует. Потребность в правовом регулировании оборота служебной тайны приводит к принятию Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1233 <3> (далее — Постановление Правительства N 1233).
———————————
<3> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

Положение нормативно подтвердило различие государственной и служебной тайны, ввело перечень сведений, которые не могут составлять последнюю. Согласно данному акту, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. В то же время принятое положение не решило и не могло решить существующих проблем регулирования служебной тайны. Положение и его нормы вызывают большое число вопросов и нареканий как по форме, так и по содержанию.
Попытка 1996 г. законодательного закрепления понятия «служебная тайна» в гражданском законодательстве наряду с коммерческой тайной продемонстрировала желание законодателя придать служебной тайне институциональную стабильность. Правовая норма в данной части оказалась мертворожденной и внесла лишь дополнительную путаницу, так как не основывалась на глубоком знании закономерностей развития регулируемых публично-правовых отношений в процессе сбора, накопления, обработки и использования служебных сведений ограниченного доступа, понимания которых в условиях новой зарождающейся российской государственности в середине 1990-х гг. ожидать было рано.
Утративший силу Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» <4> 1995 г. определил возможность разграничения государственных и негосударственных информационных ресурсов (п. 1 ст. 6), нахождение в собственности России и ее субъектов информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств бюджетов различных уровней, полученных иными законными способами, а также разделение информации по категориям доступа на общедоступную (открытую) и ограниченного доступа.
———————————
<4> Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу) (ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Следующим шагом явилось принятие перечня сведений конфиденциального характера <5>, которым служебная тайна была включена в состав такой информации и определена как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами. Данная дефиниция оставляет открытыми ряд принципиальных вопросов: могут ли иные субъекты иметь служебную тайну (например, органы местного самоуправления, государственные структуры, не являющиеся органами власти), как соотносится служебная тайна и информация ограниченного распространения, регламентированная Постановлением Правительства РФ N 1233 и иные.
———————————
<5> Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Существенное изменение законодательства в области защиты информации ограниченного доступа принес 2006 г.
Были приняты Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <6> и Федеральный закон «О персональных данных» <7>. Часть 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что ограничение доступа к информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть только в режиме государственной или служебной тайны. Данным Законом было введено легальное определение профессиональной тайны. Ожидалось аналогичное определение и относительно служебной тайны. Однако этого в очередной раз не произошло. Закон в п. 4 ст. 9 указывает служебную тайну среди иных видов информации ограниченного доступа, признавая волю государства на сохранение и развитие специального правового режима служебной тайны.
———————————
<6> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
<7> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

На наш взгляд, в существующих ныне проблемах в очередной раз выразилось отмечаемое теоретиками «противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью права… Право движется как бы «прерывисто», постоянно делая «остановки», большие или меньшие по времени, тем самым давая возможность регулируемым общественным отношениям периодически обгонять себя, уходить вперед. Сложное противоречие динамики общественной жизни и стабильности права является движущей силой его развития, имманентно ему присуще» <8>.
———————————
<8> Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. С. 146 — 147.

Принятый в 2009 г. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <9> явился результатом развития информационного законодательства, регулирующего права и свободы граждан на доступ к информации. В нем введена необходимая совокупность понятий, таких как информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, пользователь информацией и другие. Однако действие Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, порядком рассмотрения обращений граждан и предоставления информации в иные госорганы, органы местного самоуправления, то есть Закон охватывает не всю сферу создания и использования служебной информации. Кроме того, Закон не затронул вопросы регулирования оборота служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны).
———————————
<9> Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Следует согласиться с мнением А.А. Антопольского <10>, полагающего, что нормы действующего законодательства, регулирующего служебную тайну, не представляют собой единую систему. Нормы, регламентирующие правовой режим служебной тайны, а также содержащие отдельные ее упоминания, можно обнаружить в большом числе нормативно-правовых актов, и наблюдается тенденция к возрастанию их объема и количества.
———————————
<10> См.: Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.

В настоящее время действует большое число ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты защиты служебной тайны. Анализ сотен ведомственных актов показывает, что нормы, направленные на сохранение конфиденциальности служебной информации, содержатся в нормативных ведомственных документах государственных органов, регулирующих следующие стороны их функционирования:
— обеспечение доступа к служебной информации;
— предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
— межведомственный информационный обмен в традиционной и электронной форме;
— документооборот, документоучет и специфику делопроизводства;
— кадровое обеспечение государственных органов;
— предотвращение конфликта интересов и борьбу с коррупцией;
— разработка и использование информационных систем и технологий, официальных сайтов государственных органов;
— взаимодействие с представителями средств массовой информации;
— проведение контрольно-проверочных мероприятий в отношении подведомственных структур и контроль иных субъектов, согласно компетенции органа;
— обеспечение информационной безопасности и защиту информации.
В целях обеспечения конфиденциальности служебных сведений правительственные и ведомственные нормативно-правовые акты устанавливают нижеследующие правила (в различных их сочетаниях) при обращении со служебной информацией ограниченного доступа:
— определение общих особенностей (характеристик) служебной информации ограниченного доступа;
— возложение обеспечения доступа к сведениям о деятельности госоргана на определенные его подразделения и должностных лиц, с установлением их ответственности за содержание, полноту, достоверность и своевременность размещения;
— установление требований к уровню подготовки кадров, включая необходимость знать порядок работы с информацией, содержащей сведения ограниченного доступа, и общие вопросы в области обеспечения информационной безопасности;
— установление обязанности обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, и принятие мер защиты служебной информации ограниченного доступа, включая меры защиты персональных данных;
— осуществление доступа к персональным данным в соответствии с утвержденным перечнем должностных лиц и сотрудников организации;
— ограничение доступа к документам и материалам, содержащим служебную информацию ограниченного доступа;
— ограничение (запрет) предоставления или передачи информации, содержащей служебную информацию ограниченного доступа;
— определение перечня служебных сведений, предоставляемых по телефонам справочных служб государственных органов;
— запрет (недопустимость) разглашения сведений, содержащих служебную или иную охраняемую законом тайну, в том числе передачу их третьим лицам. Аналогичная обязанность возлагается на привлеченных специалистов и экспертов;
— ограничение свободного размещения служебной информации в СМИ;
— запрет (недопустимость) размещения служебной информации ограниченного доступа и иных сведений, составляющих охраняемую законом тайну, на официальных сайтах в открытом доступе, на открытых интернет-ресурсах, а также открытых (общедоступных) информационных системах. При необходимости федеральный орган исполнительной власти может размещать реквизиты (дату и номер) документа;
— возможность создания разделов официального сайта с регламентированным доступом;
— запрет использовать служебную информацию ограниченного доступа в личных целях;
— требование осуществления работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа, на основании специальных инструкций по делопроизводству, а также установление отдельных требований, таких как: запрет вскрытия конвертов, содержащих служебную информацию ограниченного доступа при первоначальной регистрационной обработке, хранение документов, содержащих служебную и иную охраняемую законом тайну 10 и более лет, требование соблюдения правил уничтожения служебных документов, содержащих информацию ограниченного доступа, и другие;
— требование регистрации актов или их отдельных положений, содержащих сведения ограниченного доступа, персональные данные, а также иную служебную информацию;
— требование присваивать документам и материалам, содержащим служебную информацию, гриф (пометку) «Для служебного пользования» или иную пометку ограничения доступа к документу;
— требование обработки служебной информации ограниченного доступа и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, на защищенных автоматизированных рабочих местах, прошедших в установленном порядке аттестацию на соответствие требованиям безопасности информации;
— запрет (недопустимость) использовать открытые каналы связи для передачи служебной информации ограниченного доступа, включая телеграфную и факсимильную связь, запрет передавать электронные сообщения, содержащие сведения «Для служебного пользования» и недопустимость пользования средствами связи, подключенными к информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым не ограничен;
— обязанность отправки документов содержащих служебную информацию ограниченного доступа только фельдъегерской связью;
— обязанность обеспечения безопасности используемых информационных систем и технологий, хранимых и передаваемых с их помощью данных, включая применение цифровой подписи, ведение электронных журналов учета операций, применение средств антивирусной защиты, ограничение доступа к техническим средствам и в служебные помещения, ежедневное резервирование информации, контроль за целостностью информации и ее защиту от несанкционированного изменения, копирования, уничтожения, модификации, блокирования доступа к ней и от иных неправомерных действий, использование криптозащиты;
— запрет на осуществление аудио- и видеозаписи закрытых заседаний;
— обязанность проверяемых лиц обеспечивать доступ к информации, включая сведения, составляющие государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, государственных структур, осуществляющих правомерное взаимодействие в ходе решения различных вопросов;
— право доступа во все помещения, хранилища, к информационным материалам и ресурсам, документам, информационным системам проверяемой, контролируемой организации и при проведении мониторинга;
— установление обязанности предоставлять государственным органам документы и материалы, содержащие сведения ограниченного доступа, доступ в помещения для проведения проверочных и контрольных мероприятий, мониторинга;
— установление обязанности проведения служебных проверок по фактам утечки информации ограниченного доступа в государственном органе;
— возможность наступления ответственности за разглашение, нарушение конфиденциальности служебной информации ограниченного доступа.
Таким образом, современное состояние законодательства о служебной тайне, сочетающее в себе большой массив ведомственных актов и практически полное отсутствие законодательных норм, требует совершенствования. Подводя итог, можно говорить о наличии в современном российском праве пробела.
В.В. Лазарев писал <11>, что о пробелах в праве можно говорить как об одном из несовершенств права, отсутствии в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Отмечая относительность выделения пробелов в законе и пробелов в праве, он указывал, что пробелы в законе имеются там, где нормативный акт, регулируя общественные отношения в общей форме, оставляет какие-то аспекты этих отношений или сходных с ними без правового опосредствования, в то время как оно должно быть именно в этом нормативном акте. При полном отсутствии нормативного акта, то есть там, где даже в общей форме определенные отношения не получили своего закрепления правом, налицо пробел в праве.
———————————
<11> См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. С. 6, 8 — 9.

Требуется определение понятия «служебная тайна» и регулирование ее оборота на уровне федерального закона, аналогично с государственной тайной, с учетом требований времени и практики деятельности государственных органов. Если введение нормы-дефиниции для служебной тайны возможно путем внесения изменений и дополнений в уже существующие федеральные законы, то решение иных вопросов требует принятия специального акта.
Следовательно, отсутствие легального, определенного законом понятия «служебная тайна» является пробелом в законе, отсутствие же закона, регулирующего даже в самой общей форме правоотношения, объектом которых является служебная информация ограниченного доступа, — пробелом в праве.
В настоящее время в России происходит поиск наиболее оптимальных путей и форм управления обществом и государством, которое внешне выражается в реорганизации системы государственных органов, активном внедрении электронных форм взаимодействия и управления, повышении открытости и прозрачности деятельности государственных организаций. Установление режима сбора, производства, обработки и предоставления служебной информации ограниченного доступа является одной из сторон данного процесса, которое позволит создать четко определенные правила в области получения социально-значимой информации о деятельности государственных структур и избежать злоупотреблений со стороны их представителей.
Принятие специального закона о служебной тайне создаст прозрачные правила формирования данной информации ограниченного доступа на основе баланса интересов общества, государства и личности, позволит унифицировать правила установления, прекращения правового режима служебной тайны, используемых мер по обеспечению конфиденциальности, установить возможность общественного и иного контроля и решить иные вопросы. Попытки принятия такого закона пока не увенчались успехом.
Проблемы регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны), одной из сложнейших по своему характеру и содержанию тайн, не могут быть решены лишь на основе принятия актов, легализирующих уже существующее положение дел. Указанное регулирование должно базироваться на модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учетом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации. Последнее возможно на основе проведения методологически выверенного исследования по вопросам регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны).
Потребности правового регулирования института служебной тайны и его доктринального развития обусловлены целым рядом факторов, среди которых:
— отсутствие в современном законодательстве единого подхода к служебной информации ограниченного доступа;
— возможность ограничения распространения (доступа) служебной информации по усмотрению руководителя государственного органа и органа местного самоуправления;
— отсутствие целостного государственного механизма защиты информации ограниченного доступа граждан и организаций, поступающей в государственные органы и органы местного самоуправления и накапливаемой ими;
— необходимость в одинаковых правилах введения, сохранения и прекращения конфиденциальности служебных сведений в государственных органах и органах местного самоуправления, применяемых с учетом особенности их компетенции и полномочий;
— потребность в формировании позитивного имиджа государственных органов и органов местного самоуправления, российского государственного аппарата в целом;
— наличие случаев незаконного распространения и неправомерного использования служебной информации государственных органов и органов местного самоуправления;
— устранение причин, способствующих коррупции, и потребность борьбы с ней и др.
Существующий пробел в праве может быть восполнен в несколько последовательных этапов: во-первых, путем принятия законодательного акта, систематизированно регулирующего информацию ограниченного доступа, используемую в деятельности различных субъектов с учетом баланса их интересов, определения места и роли каждого из таких видов информации и их соотношения между собой и, во-вторых, принятием на его основе федерального закона, регулирующего создание, использование и предоставление служебной тайны.

Библиография

1. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 29 с.
2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. СПб., 2001. 789 с.
3. Гришанков М.И., Волчинская Е.К. Некоторые проблемы формирования института служебной тайны в Российской Федерации // Государственная служба. 2011. N 2. С. 39 — 44.
4. Камалова Г.Г. О системе государственно-значимой информации ограниченного доступа // Современные проблемы организации деятельности публичной власти: Сб. науч. тр. по матер. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 119 — 122.
5. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. 184 с.
6. Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: Курс лекций. М., 2000. 356 с.
7. Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. М., 2013. 276 с.
8. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1 (31). С. 29 — 37.
9. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. 256 с.
10. Яковец Е.Н., Смирнова И.Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну // Информационное право. 2009. N 4. С. 16 — 20.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Служебная тайна это

Что такое служебная тайна и где она применяется? В чем ее отличие от профессиональной? Как ее защитить и какова ответственность за разглашение? Обо всем читайте в нашей статье